sms (sms) wrote in zaumom,
sms
sms
zaumom

Categories:

По поводу традиции и "новых течений"



Выдержки из комментариев Махариши к Бхагават-Гите о традиции, которую представляет Михаил Молдованов. Махариши объясняет, в чем отличие полдинной традиции от "новых методов" и течений, чем "новые веяния" опасны и как они заканчиваются, даже если они идут от Пробужденных.

Часть 3 Стих 1
Благословенный Господь сказал:
Я возвестил эту нетленную Йогу Вивасвату,
Вшасват передал ее Мешу,
а Ману рассказал ее Икшваку.

“Эта нетленная Йога”: предыдущие главы были посвящены Йоге — Санкхья Йоге и Карма Йоге. Произнося “эта ... Йога”, Господь говорит о них обеих как об одном. Это нужно, чтобы донести до Арджуны, что несмотря на то, что их и объявили разными, у них та же основа и они приносят тот же результат. Их основа — “Быть без трех гун”, которая позволяет осуществляться и мудрости Санкхьи, и практике Карма Йоги. Итак, слово “Йога” в этом стихе обозначает и Санкхья, и Карма Йогу.
Йога, изложенная Господом Кришной, нетленна, ибо она освещает мудрость Абсолютного и мудрость относительного. И относительное, и Абсолютное вечны, так же вечна и Йога, излагающая истину и того, и другого, истину жизни в ее полноте. Она вечна, ибо служит космической цели и естественна для человеческого ума.
Господь говорит, что в начале творения Он обучил этой вечной Йоге Вивасвата, дабы вселить в кшатриев силу и уполномочить их поддерживать закон и порядок, а также оберегать путь праведности во имя благополучия общества. Вивасват открыл это сыну Ману, законодателю мира. А Ману передал это своему сыну Икшваку, который правил Айодхьей как первый король Солнечной династии.
Бхагавад-Гита — это наивысшее выражение божественного ума, доступного пониманию человека. Занимаясь невидимыми аспектами жизни, она также касается прошлого и настоящего мира нашей повседневной жизни. Более того, Бхагавад-Гита, излагая всеобщую Истину, сама по себе является историческим документом, рассказывающим о событиях, которые имели место пять тысяч лет тому назад.

Чтобы понять историческое значение Бхагавад-Гиты, необходимо познакомиться с Индийской концепцией истории и времени.
Изучение истории имеет определенную цель и занимает определенное место в жизни человека. Его цель — воспитать ум настоящего с помощью информации из прошлого и тем самым обеспечить лучшее настоящее и лучшее будущее. Таким образом, каждое поколениеполучает преимущество, пользуясь достижениями прошлого, и продвигается по пути мудрости.
Но отнюдь не знания хронологической последовательности событий воспитывают изучающих историю, важна ценность событий, и именно этому аспекту Индийские историки уделяли наибольшее внимание. Для грядущих поколений они записали только такие примеры из большого отрезка времени, которые помогают объединить человеческие жизни в единое целое. Их цель — вдохновить человека и как личность, и как члена общества.

Перед просветленным мудрецом Веда Вьясой, которого считают величайшим историком Арийской культуры Индии, лежал огромный пласт времени, требующий внимания. Как добросовестный человек, полностью интегрированный, т.е. осознавший себя частью единого целого, он не мог представить этот огромный период истории как простую последовательность дней и лет. Он мог только выбрать исключительные события и так описать их, чтобы они вдохновляли и направляли людей всех времен на пути эволюции и воспитывали их в духе интеграции их жизни. Вот почему нельзя обнаружить хронологического порядка в Индийской истории. Вьяса считал абсурдным хронологически закреплять каждое событие единственно для того, чтобы расставить все вехи на длинном пути времени.

Более того, физически невозможно написать историю миллионов лет в хронологическом порядке. Для небольших стран с несколькими тысячелетиями существования цивилизации историкам, обозревающим эту небольшую область пространства и небольшой отрезок времени, вполне реально поддерживать хронологический порядок. Но Вьяса имел ясное представление обо всем промежутке времени, начиная со дня сотворения мира. Такой ум не стал бы и не мог бы придавать какого-либо значения хронологии.
Индийская концепция времени, изложенная ниже, ясно покажет ситуацию, с которой столкнулись Вьяса и другие Индийские историографы.

Время — это понятие для измерения вечности. Индийские историки основывают свою концепцию времени на вечном Бытии; для них вечность — это основное поле времени.
Чтобы придти к некоторому представлению о вечном, лучшей мерой будет жизненный период того, что в относительном поле творения отличается наибольшим долголетием. Это, согласно просветленному видению Вьясы, Божия Матерь, Матерь Мира, которая в конечном итоге несет ответственность за все, что есть, было и будет во Вселенной.
Вечность вечной жизни абсолютного Бытия можно постигнуть как бесчисленное множество жизней Божией Матери, каждая из которых вмещает в себя тысячу жизней Господа Шивы. Одна жизнь Господа Шивы равна тысяче жизней Господа Вишну. Одна жизнь Господа Вишну соответствует длительности тысячи жизней Брахмы, Творца. Одна жизнь Брахмы складывается из ста лет Брахмы; каждый год Брахмы состоит из двенадцати месяцев Брахмы, в каждом месяце Брахмы тридцать дней Брахмы. Один день Брахмы называется Кальпой. Одна Кальпа равна четырнадцати Ману. Один Ману называется Манватарой. Одна Манватара равна семидесяти одному Шатурьюги. Один Шатурьюги содержит четыре
Юги, т.е. Сат-Югу, Трета-Югу, Двапара-Югу и Кали-Югу. Длительность Юг изменяется длительностью Сат-Юги. Так, период Трета-Юги равен трем четвертям Сат-Юги; период Двапара-Юги — половине Сат-Юги, и период Кали-Юги — четверть Сат-Юги. Кали-Юга равна 432000 годам человеческой жизни.
Теперь обдумайте время сотворения мира: сколько миллиардов триллионов лет существует мир! Даже если бы описание одного года заняло только одну страницу или даже одну строчку, смог ли бы кто-нибудь прочитать такую историю и извлечь из нее урок для себя? Вот почему индийские историки не придерживались хронологического порядка. Не говоря уже о том, что это невыполнимо, в этом не видели необходимости, полагали бесполезным и вредным для самих целей истории.
Это должно запечатлеться в сознании тех современных историков, кто склонен отбрасывать как не исторические любой ряд событий, для которых они не смогли найти правильного хронологического порядка. Прискорбно, что столь драгоценные жизнеописания высочайшего человеческого уровня, которые можно найти в исторических материалах древней Индии, считались мифом. Напротив, их следует признать полезнейшей историей высочайшей цивилизации, которая когда-либо существовала на земле.
Бхагавад-Гита образует центральное ядро Махабхараты, самого подлинного свидетельства истории Индии. Это не может быть отброшено как мифология только потому, что узость представлений современных историков, привязанных к строгой хронологии, не дает им возможности понять ее как историческое свидетельство и заставляет их считать ее художественной литературой.
Печально, что некоторые современные комментаторы Бхагавад-Гиты пошли по стопам современных историков и отказались признать ее историческую достоверность. Остается только надеяться, что наступит рассвет и истина будет признана истинной.Когда Господь Кришна напоминает Арджуне о том, что великая мудрость Бхагавад-Гиты была поведана Вивасвату в начале этой Кальпы, Он не перечисляет детально всех хранителей этого высшего знания. Чтобы Арджуна получил представление о первоначальном источнике учения, достаточно дать ему понять, что эта вечная мудрость передается из поколения в поколение. стиху 17 главы VIII.


Часть 3 Стих 2

Итак, получив ее друг от друга, мудрецы королевской крови знали ее. Но с долгим течением времени, О испепелитель врагов, эта Йога была утрачена для мира.

Господь говорит, что эта техника интеграции жизни была вручена философам-королям, людям, которые в те времена вели активную жизнь и несли большую ответственность за судьбу мира. В те дни правители отвечали за все аспекты развития их народа: физический, умственный и духовный. Они несли эту мудрость Йоги народу в целом. В современном демократическом мире каждый человек должен заботиться о своих делах сам. Следовательно, вполне сообразно с нашим временем, что каждый человек должен чувствовать ответственность за свое собственное развитие.

Поскольку духовное развитие лежит в основе всех других форм развития, необходимо, чтобы эта великая наука и искусство успешной жизни были теперь вручены каждому человеку во всех концах земли.

Господь говорит: “получив ее друг от друга”. Тем самым Он придает несомненную достоверность этой системе Йоги. Она существует с самого начала истории. И снова Он говорит: “мудрецы королевской крови знали ее”, показывая драгоценность доктрины, которой следовали люди, занимавшие очень ответственное положение.

Причина ее утраты, говорит Господь, — “долгое течение времени”. Но в первом стихе Он назвал эту Йогу нетленной. Это подразумевает, что в то время, как принцип Йоги нетленен, практика Йоги нуждается в периодическом возрождении в соответствии с изменившимися от века к веку условиями жизни. Так как она пробуждает сознание человека к высшей чистоте, эта система Йоги равно приемлема для людей любой эпохи. Однако, иногда ей следуют не в первозданной чистоте; тогда желаемых результатов достичь не удается и это, в конце концов, ведет к безразличному отношению к практике Йоги. Так время от времени теряется этот великий принцип жизни. Однако он не может быть утрачен навсегда, ибо как Истина существования он должен появляться на свет снова и снова. Природа помогает восстановить его. Время от времени приходят учителя, чтобы своим прекрасным вдохновением еще раз указать путь. Они возобновляют традицию, сохраняющую учение. Возобновленная традиция остается господствующей до тех пор, пока она продолжает вдохновлять людей. Но когда она перестает отвечать потребностям эпохи, появляются новые учителя. Этот цикл повторяется снова и снова. Некоторые из тех, кто приходит возродить традицию, почитают путь древних учителей; другие, не умея связать традиционные объяснения с нуждами сегодняшнего дня, отдаляются от установленной традиции. Их учения образуют новые ветви на старом стволе.

Хранители древней традиции Ведической мудрости выступают как попечители главного ствола, от которого время от времени отходят новые ветви в виде различных религий, верований, философий и культур в разных частях мира.

Сейчас наиболее почитаемая традиция Ведической мудрости — это традиция Шанкарачарьи, которая в ее сегодняшней форме возникла около двух с половиной тысяч лет тому назад' с учением первого Шанкарачарьи. Он возродил забытую Истину. Своим верным толкованием сущности Ведической литературы он вновь установил принцип Единства всепроника-ющего Бытия среди многообразия жизни. Он установил единую философию полноты двух сущностей как основное учение Веданты. Его комментарии к Брахмасутре, Упанишадам и Бхагавад-Гите превозносят за глубокую мудрость и великолепное объяснение Реальности жизни.
Удивительно, до какой степени время искажает истину учения! Истина учения Шанкары была настолько неверно истолкована его интерпретаторами, что современные писания о его мысли мало что оставили от его духа. Саньяси, или ордены отшельников традиции Шанкары, толковали Шанкара Веданту как совершенно закрытую для домохозяев, составляющих основную часть общества, и открытую только для них самих. Результатом этого явился духовный упадок и моральная деградация Индийского общества.
В таком падении нет ничего нового. Это происходит, говорит Господь Кришна, “с долгим течением времени”. Истина затемняется, и ее место занимают искаженные интерпретации. Однако, когда эти отступления от Истины заходят так далеко, что сам принцип находится под угрозой исчезновения, его спасает новое возрождение.

Священная традиция великих учителей2, которая в ответе за возрождение учения после очередного периода забвения, завладевала умами и сердцами тех, кому дорога Истина во все времена. Ее не просто почитают, ее буквально боготворят ищущие Истины и познающие Реальность. Стих3, называющий имена самых великих и самых высокочтимых учителей, не только веками вдохновлял ищущих, но и был источником радости даже для совершенных сердец реализовавшихся душ, проходящих сквозь длинный коридор времени.

“Испепелитель врагов”: этим выражением Господь показывает Ард-жуне, что эта Йога была утрачена, потому что она попала в руки слабых людей, и что теперь в сильных руках Арджуны она докажет свою ценность и поможет миру восстановить и сохранить путь праведности.
Этим выражением Господь также хочет вселить в Арджуну уверенность в том, что он будет достоин этого великого благословения.
В следующем стихе Он называет другие причины, побудившие Его передать эту мудрость Арджуне.

Часть 3 Стих 3

Эту самую древнюю Йогу, которая действительно есть высшая тайна, Я сегодня поведал тебе, ибо ты мой преданный ученик и друг.

“Древняя Йога” показывает, что учение выдержало испытание временем и не может не быть полезным. Господь не пробует какой-то новый метод. 0н только возрождает старую традицию. С незапамятных времен так всегда говорили великие учителя; они никогда не преподносили свое учение как нечто новое, они, скорее, говорили о возвращении забытой мудрости жизни. Они говорили только о восстановлении, ибо правда любого жизненно важного принципа продолжает существовать во времени.

Господь называет здесь два качества Арджуны, которые дают ему право на получение этой великой сокровенной мудрости: “преданный ученик” и “друг”. Он также называет два качества системы Йоги: “высшая” и “сокровенная”. Нечто сокровенное можно поведать другу, но тем, что является высшей тайной, можно поделиться только с преданным человеком. Преданный никогда не усомнится в своем учителе. Чтобы Арджуна мог свободно спрашивать, Господь Кришна называет его Своим другом.
В следующем стихе Арджуна воспользуется этой свободой.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments